страничка обновлена 15.05.09
РОМАН
Нежно смотрит на микроба
Аспирантка С. Петрова.
Так же нежно в микроскоп
На нее глядит микроб.
© Электронная публикация — РВБ, 1999—2001.
Сгорая, спирт похож на пионерку,
которая волнуется, когда
перед костром, сгорая от стыда,
завязывает галстук на примерку.
Сгорая, спирт напоминает речь
глухонемых, когда перед постелью
их разговор становится пастелью
и кончится, когда придётся лечь.
Сгорая, спирт напоминает воду.
Сгорая, спирт напоминает спирт.
Как вбитый гвоздь, её создатель спит,
заподлицо вколоченный в свободу.
ПЕРЕДЕЛКИНО
Гальванопластика лесов.
Размешан воздух на ионы.
И переделкинские склоны
смешны, как внутренность часов.
На даче спят. Гуляет горький
холодный ветер. Пять часов.
У переезда на пригорке
с усов слетела стая сов.
Поднялся вихрь, степь дрогнула.
Непринужденна и светла,
выходит осень из загула,
и сад встаёт из-за стола.
Она в полях и огородах
разруху чинит и разбой
и в облачках перед народом
идет-бредет сама собой.
Льёт дождь... Цепных не слышно псов
на штаб-квартире патриарха,
где в центре англицкого парка
стоит Венера. Без трусов.
Рыбачка Соня как-то в мае,
причалив к берегу маркас,
сказала Косте: "Все вас знают,
а я так вижу в первый раз..."
Льёт дождь. На тёмный тёс ворот,
на сад, раздёрганный и нервный,
на потемневшую фанерку
и надпись: "Все ушли на фронт".
На даче сырость и бардак.
И сладкий запах керосина.
Льёт дождь... На даче спят два сына,
допили водку и коньяк.
С крестов слетают кое-как
криволинейные вороны.
И днём и ночью, как учёный,
по кругу ходит Пастернак.
Направо - белый лес, как бредень.
Налево - блок могильных плит.
И воет пёс соседский, Федин,
и, бедный, на ветвях сидит.
И я там был, мед-пиво пил,
изображая смерть, не муку,
но кто-то камень положил
в мою протянутую руку.
Играет ветер, бьётся ставень.
А мачта гнётся и скрипит.
А по ночам гуляет Сталин.
Но вреден север для меня!
букеты одилон редона
под электронною охраной
распространяя запах пьяный
персидского одеколона
висят букеты и глазурья
фаянсовой правдоподобной вазы
я поражен я в оба глаза
гляжу как водка из стакана
из глубины своей зелёной
я вижу свет ненаселенный
пустующий обетованный
КОМПЬЮТЕР ЛЮБВИ
Небо – зто ширина глаза
глаз – зто глубина неба
боль – зто прикосновение бога
бог – зто прикосновение боли
сон – зто ширина души
душа – зто глубина сна
выдох – зто глубина вдоха
любовь – зто глубина бога
свет – зто голос тишины
тишина – это голос света
тьма – зто крик сияния
сияние – зто тишина тьмы
радуга – зто радость света
мысль – зто немота души
душа – зто нагота мысли
нагота – зто мысль души
свет – зто глубина знания
знание – зто высота света
конь – зто зверь пространства
кошка – это зверь времени
время – это пространство, свернувшееся в клубок
пространство – зто развернутый конь
кошки – зто коты пространства
пространство – зто время котов
солнце – это тело луны
тело – зто луна любви
пароход – зто железная волна
вода – зто пароход волны
печаль – зто пустота пространства
радость – зто полнота времени
время – зто печаль пространства
пространство – зто полнота времени
человек – зто изнанка неба
прикосновение – зто граница поцелуя
поцелуй – это безграничность прикосновения
безграничность – это прикосновение поцелуя
женщина – это нутро неба
мужчина – это небо нутра
женщина – это пространство мужчины
любовь – это прикосновение бесконечности
вечная жизнь – это миг любви
корабль – это компьютер памяти
память – это корабль компьютера
море – это пространство луны
пространство – это море луны
солнце – это луна пространства
пространство – это солнце луны
луна – это время солнца
время – это луна пространства
солнце – это пространство времени
звезды – это голоса ночи
голоса – это звезды дня
корабль – это пристань всего океана
океан – это пристань всего корабля
кожа – это рисунок созвездий
созвездия – это рисунок кожи
время солнца измеряется луной пространства
пространство луны – это время солнца
горизонт – это ширина взгляда
взгляд – это ширина горизонта
высота – это граница зрения
ладонь – это лодочка для невесты
невеста – это лодочка для ладони
верблюд – это корабль пустыни
пустыня – это корабль верблюда
любовь – это неизбежность вечного
вечность – это неизбежность любви
красота – это ненависть к смерти
ненависть к смерти – это красота
созвездие Ориона – это меч любви
пюбовь – это меч созвездия Ориона
Милая Медведица – это пространство Большой Медведицы
Большая Медведица – это время Малой Медведицы
Полярная звезда – это точка взгляда
Взгляд – это ширина неба
небо – это высота взгляда
Мысль – это глубина ночи
ночь – это ширина мысли
Млечный Путь – это путь к луне
луна – это развернутый Млечный Путь
каждая звезда – это наслаждение
наслаждение – это каждая звезда
пространство между звездами – это время без любви
любовь – это набитое звездами время
время – это сплошная звезда любви
люди – это межзвездные мосты
мосты – это межзвездные люди
страсть к слиянию – это перелет
полет – это продолженное слияние
слияние – это толчок к полету
голос – это бросок друг к другу
страх – это граница линии жизни в конце ладони
непонимание – это плач о друге
друг – это понимание плача
расстояние между людьми заполняют звезды
расстояние между звездами заполняют люди
любовь – это скорость света, обратно пропорциональная
расстоянию между нами
расстояние между нами, обратно пропорциональное скорости света,–это любовь.
В каждой трещинке соль ржавь
расставаться с тобой жальв каждом отклике твой взгляд
в каждом облаке земляобозначена, твой знак
опрокинутый зодиакв твой колчан скорпион врос
на весах близнецы врозья запомнила ты лев
я запомнила твой следсиний овен в тебе взрос
я прозрачна и мы врозьрыбы жарятся на угле
рассыпается водолейпросыпается козерог
небо плещется у нограсставаться с тобой жаль
в темноте полетит шар
неземной, на чужой свет
на котором меня нет
ТРЁХЧАСТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
1. Теплился ль на углях истлевший бык
иль воспылал поэт мечтаньем безудержным -
не довелось фельдфебелю узнать.
2. Теплился ль на углях истлевший бык
поэт ли сжёг кого презреньем благородным -
не удалось фельдфебелю узнать3. Теплился ль на углях истлевший бык
или душой пылал поэт опальный -
не суждено фельдфебелю узнать.(апрель 1974 )
Остановясь ещё в начале
перед вместилищем пустот,
мы вдруг на небе увидали
лучей воздушных поворот,-и вверх глаза подняв, отринув
все искушения пустот,
духовной пустоши в средине
стояли мы.Не в силах сделать шаг,
остановились мы ещё в начале.
И облака воздушные неслись,
и незаметно увидали,
и низвергались сверху вниз.И мы стояли посредине,
задравши головы наверх,-
и невесомости отныне
нас не касался больше грех.( январь 1970 )
Наталья АБЕЛЬСКАЯ
* * *
Людьми играет осень. На панели
Слетаются посланцы октября,
Их маленькие крылья покраснели
От холода. Уже костры горят
Во всех дворах, и дворники сгребают
Уснувших птиц. Горит за стаей стая -
Дым горьковатый, память до утра.
Людьми играет осень...(1974)
Виктор ШИРАЛИ
Прокричав,
Отведав,
Она уснула на моём плече
Я счастлив
И пуст
Потолок, по которому ползёт муха.
Меж тем:
Над нами
Проплывают облака
И время проклёвывает мой висок.* * *
Константин КУЗЬМИНСКИЙ
(из Тринадцати миниатюр)
5...
Поминутно прельщает нас вязь
мысли,
спиралящей в космосе.
...Толпа равнодушно смотрит
на связь
жизни и смерти
сквозь кос посев13...
Нужно во что-то верить.
Нужно чего-то ждать.
Буду ласкать ветер
и целовать дождь
Михаил ОРЛОВ
Я буду учиться
У снега и птицы
Их резвости нервной,
Их лёгкости смертной.Рисунок движенья
В себе сохраняя,
Иди, напряженье
На розу роняя.* * *
Эти женщины тоже, как птицы,
Из открытой ладони клюют
Лебединую горькую пищу
Неизбежно коротких минут.Я не плакальщик и не обманщик,
Не добыча и не птицелов.
Я всего лишь усталый обманщик,
Ворошу свою песню без слов.Галина НЕРПИНА
Мне снятся сны
По благородству линий
Там ливень
Всюду
Поступь тяжела
И шевеленье города
Излишне
Есть пять минут всего
До мятежа
О своевольное начало
Мира
Ты - в оперенье каждого
Дождя
Со дна пустынного
Как греческие
Мифы
Ты прорастаешь
немного погодя
Анна САЕД-ШАХ
У жены друга
не может быть
пышных губ
и лукавых глаз.
У жены друга
не может быть
шелкового голоса
и мягких волос.
Не может быть
высокой шеи
и тёплых коленей.
Не может быть
у хорошего друга
такой хорошей жены.
Ирина МОИСЕЕВА
Они были художники слова
И легли в половине второго.
И проспали до десяти.
Погибла прекрасная проза,
Но, ввиду духоты и невроза,
Никому не хотелось спасти.
Дмитрий БУШУЕВ
Сяду с выцветшими глазами
на диван из расползшейся кожи -
так душа скрипит и скандалит,
у нас тоже пружины под кожей.Ян ШАНЛИ
ЗАПАХИ
Решил я стать гениальным
Художником. Сумеречными красками
Нарисовал собаку на юге
В запахе акаций.Но кто ни посмотрит: кошка,
Говорит, разве что собакой
Напугана,- а так всё получилось,
Особенно запахи из верхнего
Правого угла.С тех пор заболел,
И когда тени
Ломаются, я чувствую вкус
Моей крови.Юрий ТУРОВ*
я сложил на песок и спал и жили
отлив и волна песок
там была ещё луна
и ещё миллион звёзд
а в диаметральном синем ещё песок
и ещё яя пришёл
я пришёл к тебе моё
благословенное море
здесь я один нет
здесь меня миллионлодка парус и встречный
и его колыбельня я спалприходили дети и сладко дышали в глаза
(* текст сверен и точен -- прим. эв)Елена САРАН
Облака не падают, хотя
Нет у них ни крыльев, ни мотора.
Никакого лётного прибора,
Чтобы мчать, пропелером крутя.
В их кабинах бело-голубых
Не сидят бывалые пилоты.
Их насквозь пронзают самолёты
На непрочных крылышках своих.
Евгений БУНИМОВИЧ
ПОКОЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
стоять стоймя
кричать кричмя
дрожать дрожмя
ругать ругмя
реветь ревмя
и лечь плашмяАркадий ТЮРИН
Запущен
Сад жизни;
Глаза мои
Заросли окнами,
Окна заросли
Стёклами,
Стёкла заросли
Небом,
Небо заросло
Звёздами.
Звёзды заросли светом,
Но свет зарос тьмой.
Запущен сад жизни:
В нём не было видно
Ничего,
Если бы тьма
Не заросла
Глазами.Татьяна ЩЕРБИНА
Н. Н.
1. ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ
Ноль Ноль есть пункт и время отправленья
о дня, где о – колечко шланга, но,
где но – пожарной лестницы деленье
(подглядывать за будущим смешно),
мензурка, где свой пост уже скумекал
о головастик, длись в глазках молекул,
но – между горло режущих осок,
о морс, о марсианской вишни сок!
о риск, но риск, о – высь небесной ранчо,
но – вышка Джомолунгмы Коммунизма,
да разве я могла приехать раньше,
когда так велика моя отчизна:
косичка просоленного хребта
бросает тень на солнечную чакру,
ей не зарубцеваться никогда,
раз мне идти на мост, а не под арку.
От корки до подкорки только.шаг,
но о в объезд по окружной дороге,
он – организм, он защищен, мудак!
Мой трупик, ты отсюда делай ноги,
здесь диалектика, здесь нет дороги.2. ОБРАЩЕНИЕ
Ноль Ноль, ты вовсе не величина:
ты бич числа. Что на тебя ни множу –
все ты один. Да, я увлечена
и к твоему приглядываюсь ложу.
Твое прикосновение – синяк,
ты числовыводитель, бензобак,
как в черную дыру в тебя не ухнет
лишь меднокожий памятник Петру.
Я, всадник табуреточный на кухне,
гляжу, что дело движется к утру,
раз розовеет в серой мгле рейхстаг,
и кажется, что все стихи – пустяк
и люди все искусственны как Голем.
Ты, медиум меж числами и полем,
лежащим за шлагбаумом шкалы,
ты признак мира, где не мы глаголем,
откуда только сыплются нули,–
ты призрак, нет лица, глупейших черт,
придумать, разгадать его – о боже! –
Ноль Ноль, к тебе, как всякий интроверт,
я тяготею. Тяготенье – тоже
- паденье. Потому кончаю – лежа.3. О ДУШЕ
И к душам относясь как гинеколог
к таинственным отверстиям акме,
я нахожу до стадии иголок
дошедшие в них нити макраме.
И в точках остроты, на грани краха,
узор, ломаясь, вьет себя в гнездо:
Свалявшаяся пряжа – чаша праха
(но может быть, конечно, и ландо),
горшок, куда летят как стрелы иглы,
на что они, когда мишени гиблы?
Колчан уж полн, узор плешив и редок,
такой же вид имеет сеть разведок,
наверное. Везде летает моль,
в искусственных волокнах мыщц и тока
летает падла, сотворяя ноль
в плетенье хитром. Прямо рвет с наскока
носки, в которых греется нога
души. И видно, как она нага.4. ВЕСТНИК
Оставив при себе слюну средь пира,
я смачиваю ею желчь сухую,
я даже куропаточек любила,
но все с почтовым голубем воркую.
Не свой и не чужой, он вестник или
шпион, предатель, переносчик, датчик,
хожу в стирающем – всем миром – мыле,
прополоскаться – не хватает прачек.
А он несет неведомые кванты,
женьшени, пробы грунта, чьи-то песни,
и так я собираю эсперанто,
но ты его уже не слышишь, вестник!
У нас была одна натура: веник,
цветы, кувшин, на пару – женщин пара,
мы рисовали: ты – как академик,
я – как примитивист и как попало.
Младенцам высоко, что взрослым – рядом,
они и просят, чтоб их взять на ручки,
хотя меня потом кормили ядом,
но жил во мне дебют любимой внучки.Посол зверей, Д. шевелил ушами,
а М. соплей перешибал предметы,
был Р.из мест, где учатся ножами
приобретать особые приметы.
Слетались неудачники, и психи,
и звезды, и сидящие в Шамбале,
они передавали мне улики
своих миров и этим жизнь продляли.
Он склонен к воплощеньям, вестник или
шпион, предатель, переносчик, датчик,
ты так мне нужен, Ноль из звездной пыли,
все прочее – театр трико и пачек.
НА ОБВОДНОМ КАНАЛЕ
В куцей пижаме
сад, как больной,
злыми глазами
смотрит в дневной
ужас, в дневную
стужу и чад.
Напропалую трамваи бренчат.
Алексей ПАРЩИКОВ
Темна причина, но прозрачна
бутыль пустая и петля
и, как на скатерти змея
весть замкнута и однозначна
А на столе где зло сочилось
средь зависти клетушной
как будто тазовая кость
качалось море вкривь и вкось
светло и простодушно
цвёл папоротник, и в ночи
купальской, душной, влажной
под дверью шарили рвачи
а ты вертел в руках ключи
от скважины бумажной
От черных греческих чернил
до пёстрых перьев Рима
от чёрных пушкинских чернил
до наших, анонимных
метало море на рога
под трубный голос мидий
слогов повторных жемчуга
в преображенном виде
то ли гармошечкой губной
над берегом летало
то ли как ужыс - сам не свой
в глуши реакции цепной
себя распространяло
Без моисеевых страстей
стремглав твердеют воды
они застыли мощью всей
как в сизом гипсе скоростей
беспамятство свободы
твой лик условный, как бамбук
как перестук, задаром
был выброшен на старый круг
испуга, сна и пахло вдруг
сожженою гитарой
и ты лежал на берегу
воды и леса мимо
и это море - ни гу-гу
И небо обратимо.
Олег АСИНОВСКИЙ
Цветок
себя не кормит
криком
жуков и птиц,
лягушек и китов.
Я наблюдал
кормление цветов.
Молчаливая старуха
цветы кормила,
как гусей.
И выкормив,
на рынок уносила.
И криком
деньги за цветы
просила.
За молчаливое
кормление цветов.
Канат ОМАР
ПРЕЛЮДИЯ РАССВЕТА
усталость выпила кристаллы
и помертвело пламя
молчаньесумеречный пруд
вздыхал и замирал
немеялелея лень и морось
листья
к медузе льнули и забылисьа сад проснулся весь в росе ни слова
* * *
что может быть мучительней и тоньше
припухлость губ и взгляда виноватость
что может быть мучительней и тоньшекасаться струн и музыки не слышать
ловить губами голос и прозрачность
молить о трепете и вздрагивать так нищечто может быть мучительней и тоньше
шаги немеют между струн и ветер слабнет
что может быть мучительней и тоньшебеспамятство и остыванье
* * *
глотаю ртуть
глотаю горло и смеюсь
звенящее на солнце разобьётся
а мерзлый день хохочет над колодцем
где об лицо задумчивый я бьюсьБахыт КЕНЖЕЕВ
Говори - словно боль заговаривай,
бормочи без оглядки, терпи.
Индевеет закатное зарево,
и юродивый спит на цепи.
Было солоно, ветрено, молодо.
За рекою казёный завод
крепким запахом хмеля и солода
красноглазую мглу обдаёт
до сих пор - но ячмень перемелется,
хмель увянет, послушай меня.
Спит святой человек, не шевелится,
несуразные страсти бубня.
Скоро, скоро лучинка отщепится
от подрубленного ствола -
дунет скороговоркой, нелепицей
в занавешенные зеркала,
холодеющей ночью анисовой,
догорающий сорной травой -
все равно говори, переписывай
розоватый узор звуковой...
* * *
И темна, и горька на губах тишина,
надоел её гул неродной -
сколько лет к моему изголовью она
набегала стеклянной волной.
Оттого и обрыдло копаться в словах,
что словарь мой до дна перерыт,
что морозная ягода в тесных ветвях
суховатою тайной горит.
Знать, пора научиться в такие часы
сирый воздух дыханием греть,
напевать, наливать, усмехаться в усы,
в запылённые окна смотреть.
Вот и дрозд улетает - что с птицы возьмёшь.
Видишь, жизнь оказалась длинней,
и куда неожиданней смерти. Ну что ж,
начинай, не тревожься о ней.Петр КРАСНОПЁРОВ
ПТИЦА
Шурша ссыпалась перфолента,
Светильник к полночи жужжал.
Уютный ход эксперимента
Вносила девочка в журнал.
И я сидел, как будто грелся,
Дежуря у ее стола.
И в чутком тиканье прогресса
Любовь чуть слышимо текла.
И Лимба воздух клавесинный,
И музы смуглое лицо.
Здесь пахло тонкой медициной,
Которой ведомо про все.
Земное, горестное что-то
Давно сошло как тень, как дым,
И вот она, моя работа,
Где я и понят и любим.
А за стеной прозрачно-синей
Безлюдной улицы тепло,
И фары встречных лимузинов
Беззвучным светом бьют в стекло.
А мы исследовали птицу,
Она пласталась вдоль лица,
И нужно было наклониться
И заглянуть в ее глаза.
И птица веки поднимала,
Я уходил в ночной зрачок.
И в нем, как в лампе вполнакала,
Светился красный волосок.
* * *
Леонид АРОНЗОН
Хорошо на смертном ложе:
запах роз, других укропов,
весь лежишь, весьма ухожен,
не забит и не закопан.
Но одно меня тревожит,
что в дубовом этом древе
не найдётся места деве,
когда весь я так ухожен.
1967
Павел СОКОЛОВ
я на обломке
вечность
переплыли вижу
ту же местность
те же лица